• An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow
E-mail: gkhkrug@gkhkrug.by

Единый номер диспетчерской службы 115 (КРУГЛОСУТОЧНО),
телефон «Горячей линии»: 72-122

Главная Ответы на наиболее часто поднимаемые в обращениях вопросы Плата за вывоз мусора: право или обязанность владельцев частных домов?
Плата за вывоз мусора: право или обязанность владельцев частных домов?

В адрес Круглянского УКП «Жилкомхоз» часто поступают обращения граждан о необходимости разъяснения вопросов заключения гражданами, проживающими в индивидуальных жилых домах, принадлежавших им на праве собственности, договоров на оказание услуги по вывозу от одноквартирного, блокированного жилого дома твердых коммунальных отходов, их обезвреживанию и утилизации, внесения платы за эти услуги.

Данная статья ответит на возникшие вопросы, а также об ответственности граждан за несоблюдение действующего законодательства Республики Беларусь по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь граждане несут обязанность по раздельному сбору отходов и выбрасыванию их только в санкционированных местах. Данные нормы закреплены как обязанность граждан в ст.17 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2015 года № 271-З «Об обращении с отходами».

Указом Президента Республики Беларусь № 535 от 31.12.2015 г. «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг», вступившего в силу с 01.01.2016 г., внесены изменения в перечень основных жилищно-коммунальных услуг, согласно которому услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является основной, что означает обязательность оказания данной услуги населению.

Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 г. № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунального хозйства» предусмтривает обязанность заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг не только для исполнителя, но и для потребителя, за исключением случаев, когда потребитель письменно отказался от заключения такого договора и неоказание этих услуг конкретному потребителю технически возможно.

Неоказание таких услуг конкретному потребителю технически возможно, если имеющиеся технические средства позволяют исполнителю на практике не оказывать услуги конкретному потребителю и при этом лишить потребителя фактической возможности пользоваться данной услугой.

В соответствии со ст.17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2015 г. № 271-З «Об обращении с отходами», граждане несут обязанность по раздельному сбору отходов и выбрасыванию их только в санкционированных местах. Несанкционированное размещение отходов, самовольное их захоронение запрещены.

Предоставить гражданам санкционированные места временного хранения отходов потребления в населенных пунктах могут только организации жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющие деятельность по обращению с коммунальными отходами. В соответствии со схемой обращения с твердыми коммунальными отходами, санкционированным местом храения отходов для граждан является транспортное средство при домовом объезде частных домовладений.
В тоже время у организации жилищно-коммунального хозяйства, исполнителя данной услуги, отсутствуют технические средства, позволяющие на практике не оказывать услуги конкретному потребителю и при этом лишить его фактической возможности пользоваться данной услугой. Тем более что организации жилищно-коммунального хозяйства обязаны осуществлять удаление всех отходов потребления, образующихся в населенных пунктах, в том числе с целью обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности.

Следовательно, граждане, проживающие в индивидуальных домах, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст.15 Закона и ст.415 Гражданского кодекса Республики Беларусь, если одна из сторон (исполнитель или потребитель), для которой заключение договора является обязательным, уклоняется от заключения договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, с отнесением на потбителя всех судебных издержек.

Начисление платы за обращение с ТКО производится согласно Положения о порядке расчета и внесения платы за жилищно-коиммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (далее — Положение).

Согласно ст.16 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» инвалиды 1 и 2 группы, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо с неработающими пенсионерами, имеют право на 50% скидку с платы за коммунальные услуги.

Согласно ст.29 Жилищного кодекса Республики Беларусь собственники жилых помещений обязаны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги.
Обязанность внесения платы за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с договорами на оказание жилищно-коммунальных услуг возникает: у собственника жилого помещения — со дня возникновения права собственности на эти помещения. В случае отказа от заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг, собственники жилых помещений не освобождаются от внесения платы за фактически оказанные основные жилищно-коммунальные услуги. Таким образом, отсутствие договора не является причиной неоказания этой услуги и не освобождает собственников жилых домов от внесения платы за оказанные услуги.

Круглянское унитарное коммунальное предприятие «Жилкомхоз» напоминает, что к физическим лицам, нарушившим законодательство об обращении с отходами, будут применяться меры административной ответственности.

В соответствии со ст. 15.63 Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и пп. 12 п. 1 ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за нарушения законодательства Республики Беларусь об обращении с отходами уполномоченные должностные лица организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и предоставляющих коммунальные услуги, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях. Административные протоколы подлежат рассмотрению районными судами.
Нарушение требований законодательства об обращении с отходами влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин.

Для того, чтобы не получить штраф, напоминаем, что ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
— размещать твердые отходы в неустановленных местах;
— сливать (сбрасывать) жидкие отходы на землю, в ливневую канализацию, водные объекты;
— устанавливать стационарно емкости для сбора твердых отходов на проезжих частях улиц населенных пунктов, тротуарах, озелененной территории;
— складировать тару и запасы товаров на территории, прилегающей к торговым объектам;
— складировать и хранить более 72 часов на территориях, прилегающих к земельным участкам, в том числе проезжей части и обочин улиц, дрова, торф, уголь, песок, строительные материалы и строительный мусор;
— сбрасывать в контейнеры отходы, не относящиеся к ТКО (от обрезки зеленых насаждений, от сезонной уборки населенных пунктов, от личного подсобного хозяйства, крупногабаритные отходы);
— размещать в контейнерах жидкие отходы и тяжелые предметы во избежание загрязнения контейнерных площадок и прилегающих к ним площадок;
— сжигать ТКО или другие отходы в контейнерах и на контейнерных площадках;
— сбор крупногабаритных отходов — все отходы, размеры которых превышают 50 смх50 см, вес более 50 кг и размещение которых невозможно в контейнере (старая мебель, бытовая техника и т.п.), отходов строительства (к строительным отходам относятся камни, цемент, гипс, штукатурка, кровельная черепица, плитка облицовочная и тротуарная, строительное дерево, радиаторы батарей отопления и канализационные трубы, сантехника) и древесно-растительных отходов (порубочных остатков, веток);
— размещать недопустимые виды отходов: останки животных, отходы жизнедеятельности животных, ядерные и радиоактивные вещества, медицинские и фармацевтические отходы, жидкие отходы, масла и жиры, узлы и агрегаты машин, бытовые машины, неразмельченные шины, токсичные отходы, отходы, загрязненные машинным маслом, заполненные емкости, горячую золу и шлаки).

Обращаясь к собственникам жилых помещений, не заключивших договор на вывоз и обезвреживание ТКО, хочется напомнить, что охрана окружающей среды — долг каждого. Отказ от заключения договора является нарушением законодательства.